1. Добро пожаловать на форум посвященный марке Субару! В настоящее время Вы являетесь гостем на нашем форуме.

    Зарегистрироваться или войти

    Став зарегистрированным участником, Вы получите полноценный доступ к общению, созданию блогов, альбомов, событий и многого другого!

что можно успеть за 10 дней в Черногории? ;-)

Тема в разделе 'Это сладкое слово "отпуск"', создана пользователем Dim Dimych, 7 май 2014.

  1. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    увы, всё хорошее так быстро кончается! :roll:
    но кое что я все же успел! :wink:
    ниже - краткий отчет о проделанной работе.
    будет время - расскажу всё подробно :smile:

    [IMG]
    старый туннель Суторман

    [IMG]
    крепость Град на горе Суторман

    [IMG]
    церковь Св.Илии в Круте

    [IMG]
    крепость Врмац

    [IMG]
    крепость Горажда

    [IMG]
    крепость Грабовац

    [IMG]
    крепость Радишевич

    [IMG]
    монастырь Режевичи

    [IMG]
    монастырь Прасквица

    [IMG]
    Будва

    [IMG]
    кар-р-р-рнавал! :roll:

    [IMG]
    мёртвый город Свач


    вот только теперь осталось найти время для подробных отчетов ... :wink:
    ... видимо уж только после праздников :wink:
    AgarkoV, VETER V GRIVE, Нууча и 7 другим нравится это.
  2. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    Не буду создавать новых веточек.
    Нашел время для начала подробного отчета о поездке анонсированной выше :wink:

    О кукушкином гнезде, суторманских феях и планах … сбывшихся и не очень :roll:


    Встав по-московски рано, а по-черногорски вообще ни свет ни заря, высунул нос на улицу … серо, уныло … с пальмы капает …

    [IMG]

    М-да! Не радостно!
    Низкие, мохнатые тучи седой моросью сползают с гор на побережье. Ветра нет, и нет никакой надежды на какое-либо улучшение погоды.
    Дождя нет … пока. Но есть стойкая уверенность в том, что он готов прыснуть в любую минуту.
    Позавчерашний недосып и вчерашний винъяк «за встречу!» отразились слабостью в конечностях, которую просто необходимо срочно исправить большой чашкой кофе.
    Жить сразу становится лучше, но, увы, не веселее. Для позитива явно не хватает солнца!
    Мобила заученно исполняет «черного кота». В трубке молодой и жизнерадостный голос Кости: «Ты же хотел на Суторман. Давай мотанём пока нет дождя.»
    А почему бы и нет?
    Завожу своего конька-горбунька. Потихоньку выдвигаюсь из своего захолустья в сторону Бара. Подхватываю Костю, и через Буртаиши начинаем взбираться все выше и выше.
    Вот оно – счастье! Выглянуло солнышко, и мы даже решились скинуть крышу. Таки кабриолет у нас или што?! :smile:
    Поворот от Тудемили. Стелла установленная в честь событий 1042 года. И вот уже слева, на одиноком утесе прекрасно видна маленькая крепость Кула Црны Крс (Черный Камень).

    [IMG]

    [IMG]

    Видит око, да зуб не ймёт! С этой стороны (с севера) до крепостишки добраться архи сложно. Едем дальше … следующая остановка «тоннель Суторман».

    [IMG]
    Бар во всей красе

    ***

    Историческая справка.

    Первая железная дорога на территории, которая сегодня принадлежит Черногории - австро-венгерская узкоколейка, (колея 760 мм) Габела – Зеленика, была построена в 1901 году.
    После Берлинского конгресса Черногория наконец получила выход к морю.
    Однако Берлинский договор давал право Австро-Венгрии прийти к соглашению с правительством Черногории о возможности строительства железнодорожного пути из Зеленики через Бар и Ульцынь в Шкодер в полосе вдоль побережья княжества. Конечно эта идея для Черногории была неприемлема. Австро-Венгрия неоднократно обращалась к князю Николе с предложением о строительстве на собственные средства, но получила отказ. Черногории пришлось приложить серьезные дипломатические усилия и идти на различные хитрости для того, чтобы этот проект не был реализован.

    Как я уже писал раньше, весной 1905 года, при поддержке итальянцев, началось строительство порта в гавани Бар. 23 марта с королевской яхты «Румия» был сброшен закладной камень, на котором было выгравирована дата с монограммой Николы и со словами: «Пусть это дело будет в добрый час, удачный для государства и всего народа Черногории» (“Neka ovaj rad bude u dobri čas, srećan za državu i sav narod crnogorski”).

    И конечно очень важным делом стало соединение Бара с остальной частью Черногории железнодорожным сообщением.
    Еще с 90-х годов XIX века Черногория активно общалась с Францией по поводу строительства железных дорог в княжестве. Обсуждался даже проект транс-балканской дороги от Дуная к Адриатическому морю. Были попытки заинтересовать строительством Россию, Нидерланды и Бельгию.
    Наконец в декабре 1905 года было создано черногорско-итальянское общество по строительству железной дороги. В 1906 году был заключен контракт с итальянцами на строительство. Работы по настоящему первой черногорской железной дороги Бар – Вирпазар (колея 750 мм), началась в марте 1906 года с туннеля под горой Суторман. Первый локомотив прошел из Бара в Вирпазар 26 сентября 1908 года. Линия была официально открыта для регулярного движения железнодорожного транспорта 29 октября 1908 года.

    [IMG]
    Бар. Железная дорога. Ворота в порт.

    [IMG]
    Станция Бар.

    [IMG]
    Станция Бар.

    [IMG]
    Станция Бар. 1910 год.

    Паровозы для этой железной дороги были заказаны в Берлине. Паровоз «Sutorman», выпуска 1910 года, в настоящее время установлен на постамент у железнодорожной станции «Бар».

    [IMG]
    Паровоз "Суторман"

    Из-за турецкой близости был отвергнут проект дороги Бар – Муричи, а выбрана не самая короткая, но более безопасная (в политическом смысле) трасса. Дорога начиналась у Пристани в Барской бухте, в 1,5 м над уровнем моря, и уходила серпантином с резкими поворотами в сторону горного массива Суторман, который отделяет Барскую равнину от бухты Црмничке (Crmničke).

    [IMG]
    1908 год

    [IMG]

    Горный массив на высоте 660 м над уровнем моря был пробит тоннелем длинной 1969 метров (по другим источникам: длина 1300 м, ширина 3,5 м, высота 4,5 м), затем дорога выходила к Вирпазару, на крайнем севере Скадарского озера, на высоте14 м над уровнем озера.

    [IMG]
    Станция "Суторман" - цель нашей экспедиции

    [IMG]
    Вирпазар. Торжественное открытие железной дороги.

    Путь, который по воздуху, по прямой составляет 18 км, получился длинной 43,3 км.
    В строительстве использовались стальные рельсы, которые укладывали на стальные шпалы.

    [IMG]
    Вирпазар

    [IMG]
    Вирпазар 19010

    Рабочая скорость поездов составляла 18 км/ч для пассажирских перевозок, и 12 км/ч для грузовых. Максимальная скорость - 25 км/ч
    Было запланировано продолжение этой линии от Вирпазара в Цетинье, но работы на этом участке даже не были начаты, в связи с отсутствием финансирования, и началом Первой мировой войны.

    Пример расписания 1909 года:
    9,10 Bar
    9.16 Popovići
    9.40 Zupci
    10:08 Tuđemili
    10.45 Sutorman
    11.15 Dubrava
    11.32 Limljani
    11.50 Boljevići
    12.05 Virpazar

    2.50 Virpazar
    3.05 Boljevići
    3.25 Limljani
    3.40 Dubrava
    4.20 Sutorman
    4.55 Tuđemili
    5.23 Zupci
    5.39 Tuđemili
    5.45 Bar

    Железная дорога Бар – Вирпазар действовала до 29.11.1959 года. Позднее была полностью разобрана.

    [IMG]
    ж-д билет. 1957


    Интересный факт.
    К 1959 году в Черногории оказалось аж четыре (4!) стандарта ширины железнодорожной колеи!
    Бар - Вирпазар – Итальянский стандарт 75 см;
    Герцег Нови и Игало в Требине и Дубровник - Австро-Венгерской стандарт 76 см. Такой же стандарт был у железной дороги Зеленика-Никшич – Билечи;
    Нижняя Плавница – Подгорица - «промышленная колея» - 60 см;
    Титоград Бар – нормальная европейская колея.

    ***

    [IMG]

    Вот так, вспоминая всякие исторические интересности, мы с вами добрались до туннеля.
    От станционного строения не осталось и следа. Но вот вход (въезд) в туннель выглядит прекрасно. Людской труд оказался сильнее времени, а вандалы ограничились лишь воровством некоторых металлических деталей.
    Однако пройдя всего несколько шагов внутрь туннеля оказалось, что вода со свода не просто капает, а реально течет дождем.
    Вот такое промокшее насквозь кукушкино гнездо!

    [IMG]

    Кстати, как оказалось, далеко не все знают, что узкоколейные железные дороги в народе получили название «кукушка», а в черногорских исторических материалах я такой термин вообще не встречал на разу.

    Костя вспомнил, об удачной попытке проезда по всему туннелю на Сузуки Самурай. И хотя третий Гольф ненамного шире Самурая, но на такую поездку без предварительной разведки я не решился.

    Вышли обратно к машине … ой-йой-йой! Скорее задвигаем крышу на место! Дождь!

    ***

    Что делать дальше?
    Нами заранее обсуждался план поиска крепостей на горе Суторман. По весьма скудным сведениям их там должно быть две: Град и Любин Град.
    Если погуглить по слову «Суторман», то вы обязательно наткнетесь на легенду о местных феях, их золотых монетах и печальном исходе. В этот раз феи реально плакали проливным дождем.

    [IMG]
    перевал Суторман

    Наперекор погоде мы поехали в сторону перевала. А уж раз доехали до перевала, то решили попытаться, и хотя бы одну крепость отыскать.

    [IMG]
    Подождав когда дождь немного прекратиться, поползли вверх по камням, обросшим скользким от воды мхом, продираясь через заросли кустарника. Уже через пять минут мы были мокрые с ног до головы. Но это нас уже не могло остановить!

    [IMG]

    [IMG]

    Горные заросли редеют, мы оказываемся где-то среди низких дождевых туч, и на верхушке громадной, каменной, почти голой скалы мы видим груду камней – крепость! Мы нашли её!

    [IMG]

    [IMG]

    Докарапкавшись до крепостных стен стало понятно, что крепость достаточно большая. Но вот её состояние очень плачевно. Раствор, некогда скреплявший камни крепостной кладки, сейчас больше напоминает древесную труху. Камни практически ни чем не скреплены. Повсюду видны следы совсем свежих обрушений.

    [IMG]
    Заоблачная крепость Град

    [IMG]
    Стены рушатся прямо на глазах

    [IMG]

    Крепость рассыпается прямо на глазах! И это вовсе не оборот речи. Есть места, где прислонившись к каменной кладке вы рискуете ее обрушить.
    Да уж, это явно не австрийское качество, с которым сталкиваешься в крепостях вокруг Боки Которской.

    [IMG]

    Так что если вы тоже захотите своими глазами увидеть эту крепость, то следует поторопиться.
    Верх утеса и внутреннее пространство руин сильно заросло деревьями и кустарником. Заросли скрывают месторасположение остатков стен и строений настолько, что я не возьмусь нарисовать хотя бы приблизительный её план.

    [IMG]

    [IMG]

    К моему громадному сожалению об обеих крепостях на Сутормане мне не удалось узнать ровным счетом ни-че-го! Весь интернет перерыл совершенно безрезультатно.
    Так что кроме названий и местоположения ничего другого я о них не знаю.
    Теперь же ясно еще немного: крепость Град построена не австрийцами.

    [IMG]
    Перевал Суторман. Вид из Крепости

    [IMG]
    Нашего черненького конька можно разглядеть лишь при приличном увличении.

    Сползали с утеса к перевалу мы другим, более пологим и проходимым путем.
    У подножья нам на встречу попались пара мужиков, которые на вопрос про вторую крепость толком ничего не ответили.
    Что же – будет время - надо будет поискать самим.
    Одно я понял точно. Мой первоначальный план: пройти по туннелю со стороны Бара, а потом взобраться на Суторман со стороны Скадара и пройти обратно по верху, в поисках крепостей, совершенно невыполним.
    «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги»
    Пройти весь путь сверху по горе очень тяжело.

    [IMG]
    Весна в горах.


    Как-то неожиданно, сама-собой получилась довольно приличная по объему запись.
    Надеюсь, у вас хватило терпения хотя бы пролистать её до конца. :wink:
    AgarkoV, Нууча, Lesya и 4 другим нравится это.
  3. Lesya Человек-катастрофа!

    Сообщения:
    4.957
    Симпатии:
    3.634
    Авто:
    SH 2008 с ноздрей на клюве
    Спасибо за такой отчет!!!! Очень интересно описываете!
    Dim Dimych нравится это.
  4. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    так ведь и материал интересней, чем песочница на детской площадке :wink:
    выберу еще свободную минутку - расскажу, что было дальше :roll:
    Эльза и Олеся нравится это.
  5. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    Околесица вокруг Троицы

    Сразу же хочу заявить, если вам интересны наиподробнейшие подробности о черногорских крепостях, то лучший Дерсу Узала - это несомненно Алексей Коимшиди. Его ЖЖ – кладезь!
    Поэтому я не сомневался ни на минуту, заранее выбирая себе провожатого, для экспедиции в район Боки. И еще раз хочу поблагодарить Алексея за отличное совместное путешествие. Очень надеюсь, это был не случайный эпизод.
    Как что-то про крепости можно писать после Алексея? Ума не приложу!
    Поэтому, в отличие от своего всезнающего проводника, я, видимо по причине малых знаний, больше просто впечатляюсь от увиденного, чем выискиваю на месте ответы на какие-либо исторические загадки и подтверждения уже известных исторических фактов. А если мне потребуются какие-либо подробности, то буду обращаться к первоисточникам.
    Первоисточниками, по причине их чрезвычайной малости, в этот раз мы назначим работу черногорских авторов Ilija LALOŠEVIĆ, Radojica PAVIĆEVIĆ «Fortifikacionisistem Воке Kotorskeaustrougarskogperioda», исайт Австрийского общества исследования крепостей (ÖsterreichischeGesellschaft für Festungsforschung)
    Информацию по вооружению я нашел на сайте Ульриха Мосланга (Ulrich Mößlang)
    ***
    Я весьма скептически отношусь к высказываниям типа: «Какие классные места! Сюда надо туристов водить!».
    А вот и не надо! Пусть господа-туристы ограничатся Старой Будвой и Которской Твердыней. В полуразрушенных черногорских крепостях им делать нечего … иначе мне меньше достанется :wink:
    Реставрировать их (крепости) никто не собирается (свежее исключение лишь крепость Бесац в Вирпазаре), так что лучше пусть поменьше народу по руинам шастает.
    Правда остается гнусный фактор мародерства, но о нем надо говорить отдельно.
    ***
    Но что-то я всё не о том.
    Пора уже выдвигаться на встречу с Алексеем. Созвонились - сел – поехал.
    Встретились на нейтральной территории – на кругу с дорогами в Котор и Тиват.
    Место было выбрано Алексеем неспроста. Выбор был стратегически верный :wink:
    [IMG]
    Форт Тринита. Фотография из какой-то книжки

    Ключом первой половины дня наших путешествий стала маленькая крепость Троица (Тринита).
    Эту ТРОИЦУ мы проезжали ТРИЖДЫ за день! Так и колесили вокруг неё. Уж больно расположение у неё выгодное. Поездки к крепостям Врмац и Горажда вновь возвращали нас к Троице.
    [IMG]
    [IMG]
    [IMG]





    Сегодня Троица представляет собой невысокую гранёную полуразрушенную башню, оседлавшую перевал и стратегический перекресток дорог, и подковообразное одноэтажное строение (бастион? редут? каземат?), которое выстроено весьма основательно, сохранилось прекрасно, и используется сейчас местными жителями.
    Вот только смотрю я на старую карту и понимаю, что бастион то был замкнутый. Он опоясывал башню непрерывно. Однако сейчас от бОльшей его части не осталось и следа.
    [IMG]
    Карта из работы Ильи Лалошевича

    Совсем немного информации я нашел в работе Ильи Лалошевича.
    После того как территория отошла к Австро-Венгрии, Форт Троица был немедленно реконструирован (четырехэтажная башня осталась еще с венецианского периода). В 1878-1886 годах была выстроена новая батарея, вооруженная четырьмя пушками 120 мм M-04. Остатки старой четырехэтажной крепости сохранились и были включены в единый блок с новой батареей.
    Задачей батареи было контролировать перевал и коммуникации, которые вели в Котор, Тиват, Будву и Негуши, а так же борьба с черногорской артиллерией на склонах Ловчена. Контроль этого пространства осуществлялся во взаимодействии с крепостями Горажда и Врмац.
    [IMG]


    В информации Ильи Лалошевича, которой я буду пользоваться и далее, по моему мнению сомнительны лишь данные о вооружении австрийских крепостей, перепутаны индексы орудий и их калибры. Но о Троице иных данных я не нашел.


    [IMG]
    Вот собственно и всё.
    Сообщение получилось небольшим … как сама крепость :roll:
    О следующих, посещенный нами местах я смогу написать больше.
    Олеся и Эльза нравится это.
  6. Эльза Модератор

    Сообщения:
    8.613
    Симпатии:
    2.541
    Адрес:
    отсюда
    Авто:
    SUBARU XT COUPE. TURBO. 88 года. красотка
    Телефон:
    925-359-09-96
    Дим, огромное спасибо, очень красиво и интересно:pardon:
    Dim Dimych нравится это.
  7. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    времени эта писанина отнимает гораздо больше чем поездка! :Search:
    очень худо в Монтенегрии с качественным историческим материалом.
    ... одни легенды на каждом шагу :smile:
  8. Эльза Модератор

    Сообщения:
    8.613
    Симпатии:
    2.541
    Адрес:
    отсюда
    Авто:
    SUBARU XT COUPE. TURBO. 88 года. красотка
    Телефон:
    925-359-09-96
    Это точно, зато сколько нам удовольствия доставляет :drinks:
  9. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    тогда ждитя ыщо :roll:
    Олеся и Эльза нравится это.
  10. Эльза Модератор

    Сообщения:
    8.613
    Симпатии:
    2.541
    Адрес:
    отсюда
    Авто:
    SUBARU XT COUPE. TURBO. 88 года. красотка
    Телефон:
    925-359-09-96
    ждем :shuffle:
  11. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    Врмац без изюминки


    У форта Троица нет смысла задерживаться надолго. Тем более, что следующая остановка форт Врмац.
    Старая австрийская дорога находится в весьма хорошем состоянии. И вот скалы примыкающие к дороге справа отступают, и мы оказываемся в царстве угрюмой и строгой каменной австрийской геометрии.


    [IMG]



    [IMG]


    Мы здесь сегодня не первые. Рядком выстроилась пятерка серьезно подготовленных больших экспедиционных внедорожников с польскими номерами. Поляки к нашему прибытию уже покидали крепость и под ногами у нас не мешались.

    [IMG]
    Чуть в стороне от крепости стоят две "будочки" не совсем понятного назначения

    [IMG]
    Нынешний контингент крепости. На первом плане квадратный бетонный "бассейн", назначение которого тоже не понятно

    [IMG]
    Ров перегорожен стрелковыми капонирами

    [IMG]
    Крыша капонира

    [IMG]
    Главные ворота на замке ... но нас это не смутило :wink:

    Эх! Одна проблема портила мне настроение весь этот день. Мой верный Pentax приболел, и поэтому в этот раз я взял с собой дочкин Canon. Но и с ним оказалось не всё в порядке - не работала вспышка!
    Ну и как, скажите, я буду фотографировать внутри крепостей? А вот и никак. Обидно!

    [IMG]

    [IMG]
    По-прежнему не буду ничего выдумывать сам. Всю информацию буду цитировать с найденных мной источников. Немецким и сербским не владею. Так-что в тексте вполне возможны нелепицы.

    Начнем с австрийского описания.

    Укрепление Врмац возводилось с 1894 года на месте построенного в 1887 «временного укрепления Врмац». Первоначально «первый форт Врмац» существовал на этом месте уже с 1860 г., и играл только незначительную роль в восстаниях 1869 и 1882.

    Тактические задачи: Контроль Krstac-Sattels, борьба с вражескими огневыми позициями в области Kuk и Zalazi, конроль уровня Zupa-Ebene и подъемов на Vermac-Rücken. Поддержка батареи Skaljari и Werk Gorazda в защите дороги Котор-Цетинье.
    Сроки строительства: 1894 – 1897
    Гарнизон в военное время: 5 офицеров и 177 нижних чинов
    Вооружение:
    8 х 120мм MinSchKan M 80/85 (орудия в казематах)
    4 х 100мм PH M05 (гаубицы в куполах)
    (ранее были установлены 150мм мортиры M80)
    12 х оружейных лафетов

    После завершения строительства в течение долгого времени Врмац был самым современным укреплением на восточном фронте сухопутной обороны военно-морского порта Котор.
    Врмац очень похож на укрепления «Periode Vogl» в Южном Тироле. Первоначально сверху были открыто установлены 4 полевых пушки для ближнего боя. С фронтальной стороны и флангов ружейно-пулеметный огонь мог производиться через бойницы. Позднее все орудия были защищены бронированными лафетами, или спрятаны в бронированные казематы.
    По состоянию на 1905 год, Черногория обладала тяжелыми артиллерийскими орудиями, поэтому открытый ближний бой в открытых позиций стал невозможен, необходимо было увеличить безопасность укрепления. Реконструкция проводилась в 1906 – 1907 годах. Открытые казематы удалялись, так же как и защищенные только от осколков наблюдательные пункты. Потолок усиливался слоем бетона толщиной примерно 1,5 м. Имперская комиссия обозначила Врмац теперь как «укрепление дальнего боя».
    Укрепление построено на двух уровнях и имеет несимметричную пятиугольную форму. Защита рва была обеспечена тремя капонирами. Все вооружение было установлено в бронированных казематах, гаубицы в стальных куполах. Дополнительно оборудовано два купола наблюдения. Вся броня выпущена на заводе Шкода.
    Впоследствии стало ясно, что эта работа оказалась не соответствующей текущим задачам. Было запланировано строительство современного укрепления Hohen Vermac (Sveti Ilija), которое так и не было построено.

    После начала Первой Мировой войны черногорцы старались подавить артиллерию укреплений Которского района. Врмац был обстрелян самым интенсивным образом (орудиями калибра до 24 см) и сильно поврежден. Весной 1916 года крепость Врмац была полностью отремонтирована, однако частично разоружена. Не в последнюю очередь исходя из опыта обстрела этого укрепления. Вероятно это повлияло и на разоружение старых укреплений и в Южном Тироле.
    После Второй Мировой войны укрепление было передано югославской армии. Сколько времени прошло в использовании, не известно.

    Черногорские данные во многом повторяют данные австрийцев, однако есть некоторые отличия.

    Первая временная крепость Врмац была построена а 1858 году. Затем в период с 1894 по 1897год были построены постоянные укрепления.

    Крепость была первоначально вооружена
    8 х 120мм гаубицы MKS M 80/85
    4х 150мм бронированные гаубицы PM M 78
    6 х 80мм полевые орудия FKM 75
    Позднее вооружение было изменено
    8 х 120мм гаубицы MKS M 80/85
    4 х 100мм бронированные гаубицы PH M 05)


    [IMG]
    Капонирное орудие М80 (М96)


    [IMG]
    Бронированный купол для 15см гаубици М80


    [IMG]
    10см М5 в креплении от М80

    [IMG]
    Бронекупол. Вид изнутри

    [IMG]

    [IMG]
    Бронекупола. Вид снаружи

    [IMG]
    [IMG]
    Примерно так выглядели бронекупола с установленными в них 10см гаубицами М05


    23 октября 1914 года Крепость Врмац была жестоко обстреляна черногорцами, получила 176 попаданий и была готова сдаться. Врмац не обстреливали пушки калибра 240 мм, как заявляют австро-венгерские источники. Таких орудий у черногорцев в то время не было. Обстрел велся из орудий 120 мм и 155 мм.

    [IMG]
    Орудийные казематы обращенные в сторону Которского залива


    [IMG]
    Которский залив нынче виден с большим трудом


    [IMG]
    Вид на Тиватский залив и аэропрот


    А теперь вспомним о неработающей вспышке моего фотоаппарата.
    Еще раз посетую на невозможность съемки внутри куполов и казематов.
    Увы, в прямом смысле слова, осталось неосвященным и самое необычное место в крепости Врмац. В одном из помещений уже после разоружения крепости поселился православный священник. Из обломков камней он сложил в углу печку, а стену расписал иконами. Вот эти то иконы я видел, а фотоаппарат без вспышки увы …
    Закончив с осмотром Врмаца, мы тронулись в обратный путь.

    У Алексея была надежда пробраться к артиллерийским батареям поблизости, но прошедшие дожди превратили дорогу к ним в озера. А пока мы с печалью разглядывали размытую дождями дорогу, по серпантину мимо нас шустренько прожужжал в сторону Врмаца крошечный Дэу Матис с российскими номерами!
    Спорить не буду. Такая маленькая машинка возможно удобна серпантинах. Но пилить на этой коробчонке через всю Европу! Ого! Еще то удовольствие.
    Но не будем долго задерживаться. Садимся в машину и вниз, опять к Троице ...
    Олеся и Эльза нравится это.
  12. Lesya Человек-катастрофа!

    Сообщения:
    4.957
    Симпатии:
    3.634
    Авто:
    SH 2008 с ноздрей на клюве
    Очень жаль что иконы не удалось заснять((((
  13. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    особой культурной ценности в них конечно нет, но просто очень необычно :smile:
    попрошу - мне пришлют фоты.
    Олеся нравится это.
  14. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    Горажда – твердокаменная грибница



    [IMG]

    Опять ломается серпантином дорога унося нас от Троицы. И вновь желаемое появляется как-то неожиданно. Вот только что нас окружали скалы и пропасти, как вдруг машина выскакивает на открытое пространство, посреди которого холм, а на вершине холма коричневая шапка исполинского гриба.

    [IMG]

    Может кто-то еще помнит, был у Красной армии такой монстроподобный танк – Т-35.

    [IMG]
    Т-35

    Так вот если это чудо увеличить многократно, а потом закопать в землю по башни, оставить вокруг него ров, то получиться что-то, отдаленно напоминающее крепость Годажда.

    [IMG]
    Главный вход в крепость. Еще совсем недавно створки ворот были на своих местах.
    [IMG]
    [IMG]

    Опять начнем изучение с развед.данных захваченных у австрийцев. :wink:

    Форт Горажда установлен на доминирующей вершине высотой 453 м, в 3 км к югу от Котора.

    Тактические задачи: Контроль дороги между Котором и Цетинье. Борьба с вражескими батареями в области Крстач; наряду с укреплением Качач контроль долины Зупа.
    Период строительства: 1884 – 1886
    Гарнизон в военное время: 8 офицеров и 195 нижних чинов
    Вооружение:
    6 х 120мм MinSchKanM 80
    2 х 90мм KasKanM4
    3 х 8мм MGM4
    2 х 8мм MGM7
    25 х оружейных лафетов
    Вооружение по информации Ульриха Мосланга:
    6 х 120мм MSK M80 (2 из которых в куполе Грусона)
    4 х 120мм KK M61 (во фланговых каменных казематах)
    3 х 8мм MG М4 (2 в наблюдательных куполах, один во фронтальном укреплении)
    На этом месте уже находилось более раннее укрепление, которое было почти занято черногорскими повстанцами в восстании 1869 года. После восстания 1882-83 года, которое продемонстрировало слабость большинства существующих укреплений, а так же для безопасности недавно построенной дороги между Котором и столицей Черногории Цетине, было решено строить новую крепость.
    Одновременно с возведенным в то же время укреплением Скальяри (Skaljari), артиллерия Горажды не должна была дать противнику легко и быстро установить орудия в возвышенной области Крстач.
    По этой причине это укрепление было одним из немногих получивших закупленные в Германии бронированные башни. Впервые также бронированными конструкциями усиливались орудийные казематы.

    [IMG]
    [IMG]
    Мне удалось найти картинки внутренностей бронекупола Шкода для двух орудий калибра 150мм.
    Думаю, он не сильно отличается от того, что установлен на Горажде (2х120мм).

    План укрепления выполнен необычной симметричной формы с поперечным горлом. Интересно, что горло расположено перед казематами. Здание имеет два этажа, и потолки усилены еще большим земляным валом. Сверху для защиты располагалась пехота. Укрепление было усилено в 1915 году еще двумя бетонными сооружениями. На крыльях пехотных позиций в 1906-07 годах были установлены 2 вращающихся наблюдательных пункта.
    Укрепление модернизировалось постоянно. В 1910 году был принят план реконструкции, по которому должны были быть установлены еще две башни с гаубицами и постоянные наблюдательные посты, вооруженные пулеметами MG. Все это однако не было реализовано. После завершения работ на высоком укреплении Врмац работы в крепости Горажда были прекращены.

    После начала Первой Мировой войны укрепление принимало участие в боях. Черногорцы обстреливали Горажду из орудий калибром до 24 см, но без особого успеха. После успешной компании против Черногории весной 1916 года укрепление было разоружено. Все повреждения от нападения были отремонтированы.
    Укрепление могло бы быть использовано до начала 1990-ых годов Югославской армией как склад.

    [IMG]
    Вид на главный вход изнутри.


    [IMG]

    [IMG]
    [IMG]
    Вот интересно: эта итальянская надпись осталась еще с времен Второй мировой?

    [IMG]
    Тише! Под сводом мирно спит летучая мышь.

    Дополним данные информацией от союзников-черногорцев. :wink:
    Крепость Горажда возводилась в несколько этапов. Еще 1869году на этом месте была установлена артиллерийская батарея, которую перестроили и перевооружилив 1878-м. Основное строительство закончено в 1886 году. …
    На батарее Горажда в 1869 было установлено одно гладкоствольное орудие и одна гаубица. Вооружение регулярно обновлялось, и к началу Первой мировой войны в Горажде была установлена батарея из четырех 120-мм гаубиц в крепостных казематах и две 120 мм гаубицы (МSК-М-8) в стальном куполе. А так же 4 x 120 мм ККМ-61 и три пулемета. 8 мм М-6-04.
    19 и 23 октября 1914 года форт подвергся массированному артобстрелу. Черногорцы вели огонь по крепости из орудий калибра 120 мм и 155 мм (8 орудий - 2 батареи). 19 октября обстрел не нанес укреплению серьезных повреждений. Артиллерийская битва между батареями крепости и черногорской артиллерией, установленной на склонах горного массива Ловчен возобновились 25 и 26 октября. Особенно удачным для черногорцев стал день 25 октября, когда крепость получила весьма серьезные повреждения.

    И всё же эта австрийская грибница с бронированными шляпками оказалась черногорцам не по зубам.

    [IMG]
    Заветные ступеньки на "крышу"


    [IMG]

    [IMG]
    "Кучка" в дали, на краю ровной площадки - артиллерийская батарея на хребте Врмац, до которой мы добраться не смогли


    [IMG]
    Алексей с хозяйским видом осматривает окрестности. Из Котора выходит круизный лайнер, который мы встретим в этот день еще не раз


    [IMG]
    Тиватский Залив


    [IMG]
    Бронированный куполок наблюдательного пункта и бетонная пулеметная точка установлены в 1915 году


    [IMG]
    маленькая "шляпка" как и главный купол сделаны на заводе Шкода

    [IMG]
    Схема наблюдательного бронекупола


    [IMG]

    [IMG]
    Главная "шляпка". Попасть в этот купол изнутри невозможно

    Покидаем Горажду и третий раз проезжаем мимо Троицы.

    Но в этот день список посещенных австрийских крепостей не был исчерпан. Впереди нас еще ждали Трасте/Грабовац и Радишевич.
    [IMG]
    Часовой на посту!
    Олеся и Эльза нравится это.
  15. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    Грабовац/Трасте – два в одном



    И что у нас на самом деле? Поход или как?!
    Сели - поехали ... опять сели, и опять поехали. Но вот наконец пришло время и ноги размять.
    До крепости Трасте можно добраться от асфальтированной дороги на джипе. Можно попытаться даже и на легковушке ... но о-о-очень осторожно! Старая дорога усыпана весьма острыми обломками камней.
    Мой провожатый решил пройтись пешком. И я не мог не согласиться :wink:


    [IMG]
    Перед заключительным поворотом к крепости около дороги обнаруживается пара разрушенных строений



    [IMG]
    А вот и лайнер, который мы видели из Горажды в Которском заливе

    На самом деле в группе Трасте австрийцы выстроили множество разных укреплений.

    Основой группы являлась одноименная крепость Трасте и база пехоты Грабовац.

    [IMG]

    На фотографии видно, что Трасте и Врмацнесомненно родственники!
    [IMG]
    Такую печь мы в других крепостях не видели.
    Проблема межэтажных перекрытий в крепости была решена весьма бюджетно. На двутавровые стальные балки укладывались гфрированные листы, которые заливались бетоном.
    Увы время не пощадило эти конструкции. Балки сгнили или были срезаны охотниками за металлоломом, гофролисты полностью проржавели. Бетонные перекрытия обрушились. В тех местах, где они еще сохранились наступать на них очень опасно.



    [IMG]
    Остатки балок, которые поддерживали межэтажные перекрытия

    [IMG]
    Стены есть, а пол и потолок отсутствуют. Но нам очень надо еа второй этаж!

    Для полноты картины Алексею не хватало одной детали. Крепость и базу соединял подземный ход.
    Вот его-то и хотелось найти. Вход в патерну мы обнаружили на втором этаже, на который пробрались с большим трудом.
    [IMG]
    Форт Трасте. Фотография из книжки



    [IMG]
    Место установки гаубицы прикрыто бронекуполом

    Но сначала опять почитаем шпаргалку от Общества изучения крепостей.
    К 1905 году Черногория располагала тяжелыми артиллерийскими орудиями. Поэтому австрийскими вооруженными силами была предпринята коренная реорганизация обороны. Специально созданная «Комиссия по укреплению военного порта Котор» выработала необходимые меры к 1906 году, по которым было организованно перемещение системы военно-морского флота и, прежде всего, якорных стоянок военных кораблей в Котор из Тивата, Зеленики и Будвы. Однако к этому времени безопасность на суше гарантировалась только цепью полевых, частично временных, сооружений постройки 1859-60 годов, которые находились в плохом состоянии. Кроме того, не исключалась возможность вражеского десанта в заливе Трасте.
    Комиссия приняла решение, возвести группу укреплений на месте бывшего укрепления Трасте V. Укрепление Трасте должно было бороться с потенциальными вражескими батареями на противоположных возвышенностях в южном направлении, контролировать долину Зупа вместе с укреплением Горажда, находящемся на ее другой стороне, и предотвращать возможность десанта в заливе Трасте.
    По решению комиссии с 1907 по 1909 осуществлялась создание группы Трасте, которая состояла из укрепления Трасте и передовой базы пехоты в Грабоваце.
    Тактические задачи: Защита долины Зупа и контроль гребня горной цепи по направлению к Будве, поддержка береговой батареи Радишевич и пресечение попыток высадки десанта в заливе Трасте
    Период строительства: 1907-1909
    Гарнизон в военное время: 5 офицеров и 143 нижних чинов
    Вооружение:
    4 х 100мм PH M06 (заменены на PHM99F)
    2 х 8мм MG M4
    3 х оружейных лафета

    [IMG]
    Гаубица М99

    [IMG]
    Гаубица М99 (100мм) в бронекуполе
    Для дальнего боя служила бронированная батарея с 4-мя 100мм гаубицами в куполах защищающих от огня полевых орудий и 4 пулемета MG для ближнего боя. Укрепление и база пехоты были окружены каждая постоянными проволочными заграждениями. Кроме того, проволочное заграждение окружало всю группу. База пехоты и укрепление связаны подземным коридором (потерной) длиной примерно 200 м.
    Уже в 1911, через очень короткое время после завершения укрепления, стала обсуждаться возможность его уничтожения или замены его более новым укреплением на полуострове Lustica с применением бронированных куполов, выше прибрежных батарей Радишевич. Однако балканская война 1912-13 года прервала обсуждение, и было принято решение оставить укрепление Трасте в прежнем состоянии, пока укрепления, созданные для его замены, не будут закончены.
    С осени 1914 года крепость Трасте принимала участие в боях и была обстреляна черногорцами. Обстрел производился только из полевых орудий и имел очень незначительный эффект.
    Вот что интересно. В работе Ильи Лалошевича ни разу не употребляется название «Трасте». Всё укрепление у него носит название Грабовац.
    Укрепления Грабовац возводились до Первой мировой войны в 1906 - 1914 года и являлись одними из самых современных на тот момент . Комплекс состоит из гаубичной батареи в бронированных куполах, наблюдательных куполов, пулеметных позиций, казематов, казарм, складов различного назначения, цистерны для воды. … Грабовац был вооружен четырьмя современными 100 -мм гаубицами М-5 в стальных бронекуполах.
    [IMG]

    Прогулявшись по подземному ходу, мы выползли на базу Врмац. В зарослях колючих кустов здесь спрятались многочисленные останки австрийских укреплений.
    [IMG]
    К крепости мы пошли по верху. Направление подземного хода нам подсказывали вентиляционные шахты.
    [IMG]

    С трудом угадываются большие забетонированные площадки, служившие для сбора дождевой воды.
    [IMG]

    Вернувшись в крепость, залезаем на крышу артиллерийской батареи.
    [IMG]

    Даже в такой пасмурный день вид на Тиватский залив удивительный!
    [IMG]

    [IMG]
    Маленький бронекупол наблюдательного поста. Второй такой же выкорчевали и украли.

    [IMG]

    [IMG]
    Четыре бронекупола 100мм гаубиц.


    Общее замечание по всем трём крепостям, о которых пришлось писать.
    Удивительно, но в сети нет НИ ОДНОЙ старой фотографии этих оборонительных сооружений!
    Если плохонькие чертежи и картинки кое-каких пушек мне отыскать удалось, то того, что было построено увидеть невозможно.
    Исключение составляет крепость, о которой я расскажу в следующем сообщении.
    С ней все наоборот: информации очень мало, но есть фота, по которой можно неплохо представить, как форт выглядел в свои лучшие годы.

    Что же, не будем медлить! Пешочком до машины, и дальше в путь ...
    Олеся и Эльза нравится это.
  16. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    Радишевич. Спасибо, что живой.



    Три крепости за день, не считая трижды виденной Троицы! И вы думаете, на этом дело кончилось?
    Конечно «война - войной, а обед по расписанию»! Без этого не обойтись.
    Но вот подкрепившись, мы опять трогаемся в путь. На этот раз на полуостров Луштица, где очень надеемся пробраться в крепость Радишевич.
    Крепость находится на территории бывшей Югославской военной базы. На картах-гугли она обозначена как "Бывшие югославские Казармы "Milan Spasić" в Радовичах". Теперь эта территория принадлежит египетской компании, которая занимается застройкой полуострова. Но территория по-прежнему обтянута колючей проволокой.
    Помните замечательное кино «Старики – разбойники»?
    «Надо всё делать честно! Мы несём Рембрандта!» (с)
    Вот и мы совершенно открыто прошагали через главные ворота … а потом постарались быстренько юркнуть между складами в кусты – зачем же зря светиться? :wink:
    По задворкам складских строений мы добрались до того, что раньше было самым большим и мощным фортом в округе.
    Жутковатое зрелище гигантского рассыпанного Лего, с поломанными громадными кубиками серого цвета!

    [IMG]



    [IMG]
    Среди хаоса можно обнаружить остатки орудийных лафетов

    [IMG]
    Про эту крепость у австрийцев я ничего не нашел, но местные авторы буквально пару фраз всё же написали.
    [IMG]
    Форт Радишевич. Фотография из работы Ильи Лалошевича
    Сначала австрийскими властями в этом месте были установлены объекты полевого типа. В период с 1866-1890 были выстроены постоянные укрепления, в 1866 году построена артиллерийская батарея, которая была отремонтирована и перевооружена к 1890 году.
    Форт Радишевич построен в начале ХХ века (1908-1912), и предназначен для того, чтобы закрыть линию обороны от залива Трасте до Тиватского залива, для борьбы с кораблями противника и предотвращения высадки вражеского десанта, а также, вместе с фортом Трасте, для препятствия проникновения вражеских сухопутных войск через Радановичи в Тиват.
    Форт был вооружен двумя пушками 150мм D40 и гаубичной батареей 4 х 210мм М80 (более современного типа, как на фортах Мамула и Оштро).

    При подготовке предыдущих сообщений я худо-бедно стал чуточку разбираться в многочисленных типах артиллерии, которую австрийцы устанавливали в своих крепостях. Поэтому считаю, что в этом тексте явная путаница с вооружением.
    Судя по фотографии форта, и исходя из означенных в тексте калибров, на нем видимо были установлены примерно такие гаубицы.

    [IMG]
    210мм гаубица М18
    Картинки пушек калибра 15 см можно посмотреть в сообщении о крепости Врмац. Но орудий с индексом «D» я не нашел вовсе.
    В любом случае артиллерия Форта Радишевич была самой мощной из всех крепостей этого района.


    [IMG]

    [IMG]

    [IMG]

    [IMG]
    Крепость была взорвана немцами во время Второй Мировой войны.
    Целым остался лишь небольшой фрагмент форта с одним бастионом, в который видимо снизу подавались боеприпасы для двух орудий установленных справа и слева от него.
    Кто и когда надстроил стальной колпак наблюдательного пункта неизвестно.
    Впечатляет грандиозный ров и громадные арки, пронизывающие крепость насквозь.


    [IMG]

    [IMG]
    Часть добротной каменной облицовки форта сохранилась после подрыва

    [IMG]
    Стрелковый каземат охранял один из концов рва

    [IMG]

    [IMG]

    [IMG]

    [IMG]
    За рвом, со стороны суши, в непроходимых нынче зарослях прячутся многочисленные вспомогательные крепостные сооружения. Множество их разбросано и по обширной территории бывшей военной базы.

    [IMG]

    [IMG]
    Кстати о базе. Юги видимо использовали останки крепости как склад. Внутри сохранившихся помещений и во рву валяется множество армейских артефактов того времени.

    [IMG]
    Но вот взорванную часть крепости они не тронули.
    Этот хаос зарос кустарником и, вполне солидно вымахавшими за семь десятков лет, деревьями.
    Дальнейшая судьба форта непонятна.

    Вот теперь наконец можно сказать: «Всё! На сегодня хватит!»
    Это был замечательный день. Не устану говорить «спасибо» Алексею.
    Чтобы добраться до СТОЛЬКИХ мест без его помощи мне бы потребовалось не меньше недели!
    Олеся и Эльза нравится это.
  17. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    Режевичи, Прасквица. Новыя знания - новыя печали.

    Стал замечать, что мне хочется увидеть «всё и сразу», и часто приходится жертвовать деталями, подробностями, историческими фактами …
    Но живет во мне уверенность в том, что всегда есть возможность возвратиться и «досмотреть».

    Не торопясь, двигаясь в сторону Будвы, я первый раз заехал в монастырь Режевичи. И теперь у меня есть вопросы. Надо будет почитать, с народом пообщаться, и конечно вернуться вновь.
    А вот в монастырь Прасквица, о котором я уже писал, я заехал уже в поисках ответов.

    Но давайте всё по прядку.

    [IMG]

    Монастырь Режевичи

    Монастырь Режевичи (Rezevici) расположен у подножия горы Воштанице, примерно в 2 -3 км от Петроваца и в 14 км от Будвы.
    Первое письменное упоминание монастыря относится только к XV в. Однако монастырь был основан гораздо раньше.
    По легенде, указание возвести храм в этом месте дал король Стефан Первовенчанный (сын Стефана Немани). У клана Паштровичей, владельцев этих земель, существовал обычай в жаркие месяцы на столбе у дороги выставлять кувшин вина, чтобы проходящие мимо путники могли утолить жажду. В 1226 году Стефан Первовенчанный испил местного вина и заночевал в Режевичах. По его повелению и была построена Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это меньшая на сегодняшний день из двух церквей монастырского комплекса.
    В 1351 году рядом была построена вторая церковь в честь Святого Стефана. Деньги на новый храм выделил сербский король Душан.
    В XVII веке обе церкви были расписаны известным мастером фресковой живописи Страхиней из Будимля. Дошедшие до нас фрагменты этой росписи в храме Успения Пресвятой Богородицы представляют высокую культурную ценность.

    [IMG]
    Старинные фрески мне не попались. Однако и те, что я увидел в церкови Святой Троицы впечатляют!

    [IMG]

    [IMG]
    Библейский сюжет: спасение праведников рукой Божьей
    В иконографии подобным образом представляется Христос как Десница Бога. Этот иконописный символ показывает ту первозданную чистоту нашей души, которую мы теряем в течение жизни.

    По мнению историков, в 1355 году в Режевичах был написан «Кодекс законов господаря Душана» — первый свод законов южных славян.
    Монастырь Режевичи неоднократно становился мишенью турецких набегов. Турки многократно грабили и разрушая монастырь. В конце XVIII века было принято решение не восстанавливать разрушенную церковь Святого Стефана. В 1770 году в монастыре была возведена новая церковь Святой Троицы. Иконостас храма расписал Марко Грегович из Петровца. В 1839 году рядом возвели высокую колокольню, деньги на строительство которой пожертвовал Император Всея Руси Александр I. Монастырь находился под покровительством русской царской династии. До 1907 г. он получал денежную помощь из России.
    Однако бедствия монастыря прожолжались: В 1785 г. на монастырь нападали турки, в 1812 г. — французы, в 1941 г. — итальянцы. Землетрясение 1979 года нанесло монастырю сокрушительные разрушения.

    [IMG]
    Вроде бы всё правильно: храмом два.

    [IMG]
    ... но однако вот и третий храм, живой и невредимый.

    Вот такая история монастыря Режевичи чаще всего встречается в сети.
    И отсюда следует, что сейчас можно увидеть в монастыре ДВА храма и колокольню.

    «От старой церкви Святого Стефана осталась только одна стена, позже она была использована при строительстве странноприимного дома.

    … в настоящее время ее остатки являются частью стен подворья.»


    Но я то своими глазами видел ТРИ церкви (и колокольню)!

    Читаю другие источники …
    «В 1785 году при реставрации церкви Святого Стефана было принято решение построить поблизости еще одну церковь, посвященную Святой Троице. При постройке было уничтожено большое количество живописи и истреблены факты того, что царь Душан был основателем этой церкви. По легенде, строители очень часто болели различными заболеваниями, и после постройки храма ни один не выжил.
    Позже, все три церкви были отреставрированы игуменом Максимом Косеревацом при помощи местных верующих. Он же достроил несколько небольших келий в этих церквах … и привез из монастыря Косеревац драгоценный крест, который хранился здесь вплоть до второй мировой войны. Крест был утерян именно в эти годы, так как монастырь подвергся актам вандализма и был разграблен и частично сожжен вражескими захватчиками.

    Три маленьких храма входят в состав монастыря: церковь Святой Троицы, церковь Святого архидьякона Стефана и церковь Успения Пресвятой Богородицы.»


    [IMG]

    Так значит всё же сейчас в монастыре ТРИ храма?
    Где правда?
    В Режевичах я всех этих арифметических задачек не знал, поэтому и вопросов у меня не возникло.
    Вот теперь, начитавшись всякого, хочется получить ответ, а значит возвращение в монастырь неизбежно … надеюсь не на всегда. :wink:

    [IMG]

    ***

    Монастырь Прасквица

    [IMG]

    Вопросов после предыдущего посещения у меня было два. Хотелось найти мемориальную доску посвященную Егору Строганову и, и узнать куда же ведет тропа, уходящая от монастырского кладбища вверх на гору?
    Строгановскую табличку я так и не нашел. А тропинка, как оказалось, идет в никуда. Несколько раз извиваясь по склону, она теряется среди камней и зарослей.
    Но зато виды с неё открываются великолепные!

    [IMG]

    [IMG]

    Сначала двойной водопад, потом, раскрываясь всё шире, панорама от Свети Стефана до Будвы.

    [IMG]

    [IMG]

    [IMG]

    [IMG]

    Вот такая - многоэтажная красота. :wink:

    И опять остается в заначке неразрешенный вопрос – повод возвратиться.

    Однако лимит времени на созерцание исчерпан. Меня уже ждут в Будве.
    Поэтому надо отправляться дальше… и писать новое сообщение :wink:
    Эльза и Олеся нравится это.
  18. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    Тянется жизни моей карнавал (с) Булат Окуджава


    У меня было чрезвычайно важное задание!
    Из самой Москвы в Черногорию я должен был доставить какие-то супер-пупер зашибисьные японские памперсы для одной маленькой замечательной феечки. :smile:
    [IMG]
    феечка из Будвы


    Однако, пытаясь совместить приятное с полезным, а полезное с необходимым, я выбрал для поездки в Будву день открытия карнавала.
    Посетив по пути монастыри Режевичи и Прасквица, добрался, и заветные упаковки передал в надежные руки.
    [IMG]

    … а потом должен был быть карнавал … но мы же в Черногории, а значит и карнавал здесь «в стиле полако». :wink:
    Начало было назначено на семь вечера. Однако к намеченному времени действующие лица и исполнители только-только начали подтягиваться к стенам старого города.
    Конечно никто не стоял столбом в минорном ожидании. Каждая карнавальная компания начала свое маленькое представление, свой маленький праздник.
    Парада открытия карнавала мы не дождались. Феечка устала и захотела спать. Но всех участников мы видели, и кусочки их выступлений посмотрели.
    Смотрите и вы :smile:
    [IMG]
    [IMG]
    [IMG]
    Столица дожей одевает
    Все блёстки звёздные на бал,
    Кипис, смеётся и болтает,
    Сверкает пестрый карнавал.
    (c) Теофиль Готье (перевод Николая Гумилева)
    [IMG]
    [IMG]
    [IMG]
    То площадь или море?
    И смех, и крик, и гул,
    И пламя в каждом взоре,
    И на сердце разгул.
    Плащи, мантильи, маски,
    Пьеретты и Пьеро, -
    Смешалось в буйной пляске
    Всё шумно и пестро.
    (с) Аполлон Коринфский
    [IMG]
    [IMG]
    [IMG]
    Город спятил. Людям надоели
    Платья серых будней - пиджаки,
    Люди тряпки пестрые надели,
    Люди все сегодня - дураки.
    Идут, обнявшись, смеясь и толкаясь,
    В открытые настежь пивные.
    Идут, как братья, шутя и ругаясь,
    И все такие смешные...
    (с) Саша Чёрный
    [IMG]
    [IMG]
    [IMG]

    Колпак и маску Глупости надену
    И, жадный взор вуалью приглушив,
    Я заберусь на праздничную сцену,
    Чтоб хохотать над сущим от души.
    (с) Елизавета Резникова
    [IMG]
    [IMG]

    Как бессмысленна жизнь в суете карнавала:
    Все смешалось, забылось, угасло, прошло...
    И глазами ребенка ты смотришь устало
    На лоснящийся мир сквозь цветное стекло.
    (с) Светлана Ос
    [IMG]

    Ах, варьете, варьете, шум в голове...
    Мы, кажется, встречались где-то? - Наверняка!
    Она улыбается всем...Нет...только тебе.
    Но как-то не взаправду и очень издалека.
    (c) Андрей Макаревич
    [IMG]

    Тянется жизни моей карнавал.
    Счет подведен, а он тянется, тянется.
    Все совершилось, чего и не ждал.
    Что же достанется? Что же останется?
    (с) Булат Окуджава
    Эльза и Денис Ка нравится это.
  19. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    Город, которого нет (с)



    Мертвый город хоронит
    Свои голоса.
    Потерялись и бродят
    Между стен небеса.
    (с) Юрий Шевчук

    [IMG]
    Мертвый город Свач – одно из немногих мест о котором достаточно информации в сети, причем не только на сербском (черногорском), но и на русском языке.
    Если не обращать внимание на некоторое несовпадение дат, то история этого места описана весьма подробно.


    Переписывать многочисленные исторические даты я не буду. Вы их всё равно не запомните. :wink:
    Скажу только, что история Свача связана с тремя историческими личностями, которые можно вписать в «легендарную историю», и двумя - из серии «исторические легенды».

    = Личности легендарной истории города Свач =

    Стефан Первый Неманя
    Сербский правитель Стефан Неманя в 1183 году захватил город. Есть сведения, что город Стефан разрушил. Но именно при нем Свач начал активно строиться и развиваться.

    Хан Батый - внук Чингиз-хана
    В своем преследовании кипчаков Батый так увлекся, что довел тумены своих воинов до Адриатики. В 1242 году монголы разграбили и сравняли город с землей.

    Елена, королева сербская, принцесса Анжуйская
    Именно супруга сербского короля Стефана Уроша I Неманича активно способствовала тому, что город в очередной раз воскрес из тлена, возродился и окреп.

    Но все же, после захвата и разрушения города турками в 1571 году, Свач так и не смог оправится.

    = Личности исторических легенд города Свач =

    Владимир и Коссара личности вполне исторические. Но вот случившееся с ними всё же больше всего похоже на прекрасную легенду.
    Черногорский князь Владимир, чтобы спасти свой народ, добровольно сдался в плен болгарскому царю Симеону (македонскому царю Самуилу). В плену Владимир ослеп (или был ослеплен). Дочь царя Косара полюбила Владимира и дала обет построить в городе Щас храмов столько, сколько дней в году. Коссара сдержала обещание, и Владимир прозрел.

    Уж даже не знаю, верить или нет в то, что в Сваче было 365 храмов. Но легенда хороша! :smile:

    Но вот незадача! При том, что об истории города написано много, я так и не нашел ни одного городского плана. А без него рассмотреть что-либо в развалинах, спрятавшихся среди кустов и колючих зарослей, очень сложно. Просто не понятно, где и что искать.
    Сегодня достаточно хорошо можно рассмотреть руины только двух храмов.

    [IMG]
    [IMG]
    Городской кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя, построенный в 1300 году в честь покойного мужа королевы Елены Анжуйской.
    Святой Иоанн Креститель был покровителем города, его лик печатался на монетах Свача.

    [IMG]

    Храм имеет размеры: 22 м в длину 7 м в ширину, и построен на месте более древнего собора XI века, который был вероятно, разрушен ордынцами Батыя.
    Собор Святого Иоанна установлен в запад - восток. На восточной стороне церкви находится полукруглая апсидой, которая возведена на месте четырехугольной апсиды прежнего храма. Колокольня храма не сохранилась. Стены сложены из тесаных каменных блоков, а крыша была деревянной. Храм стоял на каменной гряде над Щаским озером и являлся как-бы частью крепостной стены, руины которой сейчас еще можно обнаружить поблизости.

    [IMG]
    [IMG]
    [IMG]

    В середине XIV века была выстроена однонефная с деревянными сводами готическая францисканская церковь св. Марии (16,6 м в длину и 7,1 м в ширину). Это был самый большой городской храм. Церковь св. Марии тоже построена на основании более древнего сооружения. При раскопках, у западного фасада найдены надгробия епископа Марка (1262 год) и епископа Петра (1284 год).

    [IMG]
    [IMG]
    [IMG]
    [IMG]

    [IMG]

    С каменной гряды, на которой была воздвигнута крепостная стена, открывается прекрасный вид на озеро Щас, которое конечно уступает по размерам Скадарскому, но тоже весьма велико. Площадь Шацкого озера 364 га, глубина до 6,5 метров. В озере водятся 20 видов рыб. Здесь обитает 240 видов птиц, это больше половины всех видов пернатых в Европе. Вода в озере летом прогревается до температуры +28 градусов.

    [IMG]
    [IMG]
    Мой вам совет. Лучшее время для осмотра города Свач – зима. Летом среди развалин ходить совершенно невозможно. Все зарастает колючими дебрями в человеческий рост.

    [IMG]
    [IMG]
    Нам тоже пришлось изрядно потрудиться, пробивая себе дорогу в зарослях зонтиками, которые пригодились нам уже по своему основному назначению, когда мы начали спускаться от мертвого города к машине.
    Небеса опять разверзлись. Полил дождь.

    [IMG]
    [IMG]
    [IMG]
    Совсем недолгая поездка, и мы, скрываясь от дождя, вбегаем через кованую калитку в ресторанчик SHASI.
    Не буду брать на себя роль ресторанного критика, однако отмечу, что в Шаси уютно, вкусно и не дорого.
    А еще интерьеры весьма необычны. Ресторан словно прилепился к скале. С каменных стен, прямо в зале стекают родниковые ручьи, а в туалет можно пройти только протиснувшись вокруг куска скалы сразу за дверью. :wink:
    Перед рестораном футбольное поле. Есть собственные лодки, на которых можно выйти в Щаское озеро … но все это по хорошей погоде.

    [IMG]
    [IMG]
    [IMG]
    А мы кушали рибью чорбу и смотрели на стену дождя за окном.
    Тепло, сытно, хо-ро-шо!

    [IMG]
    [IMG]
  20. Dim Dimych зашел и остался ;-)

    Сообщения:
    603
    Симпатии:
    894
    Адрес:
    Москва, Павеляга
    Авто:
    что-то народное
    Имя:
    ... да хоть Грузьдём назови, лишь бы не в кузов! :-)
    вот скажите ка мне почему с самой весны все, что я планирую постоянно попадает на цубарулендовые мероприятия?
    вот на этот раз я всё осеннее пропустил.
    но у меня была уважительная причина! :wink:

    я не буду начинать новую веточку, потому что хотя и прошло пол-года, но новые отчеты вполне логично продолжают то, что я уже написал в мае.

    Крепость Црны Крш. Два-один в мою пользу!

    [IMG]


    Просквозив в мае мимо, к перевалу Суторман, на поиски крепости Град, мы лишь оглянулись на маленькую крепостишку, стоящую на вершине одинокой скалы Черный Камень (Црны Крш).
    На этот раз я решил все же и до неё добраться.


    [IMG]

    Крепость Црны Крш. Вид со старой дороги на перевал Суторман
    Вот только с информацией по крепостям на Суторманщине (Град, Льюбин Град и Црны Крш) совсем не густо. Точнее её (информации) нет вовсе. Совершенно непонятно кто и когда их строил.
    Примерно понятно как проходила граница между Черногорией и Турцией после Берлинского конгресса. Поэтому с уверенностью можно сказать, что к 80-м годам 19 века крепости находились на турецкой территории, на границе с Черногорией. Но об их появлении ничего в сети найти не удалось.


    [IMG]


    К Черному Камню я решил пробираться с севера. Южных подходов я не знаю до сих пор. А со старой дороги к перевалу, по крайней мере, можно было хотя бы примерно просмотреть направление пути.
    Оставив машину у края дороги, я начал пробираться к крепости по козьей тропе, среди камней и зарослей. «Козьей» пишу без кавычек. По многим признакам именно эти скалолазы пользуются тропой чаще других.
    Уверен, что рогатым удается продираться сквозь заросли куда лучше меня. Но, предполагая сложности пути, я взял с собой секатор, и не прогадал. Прорезать себе путь оказалось куда удобней, чем продираться или искать обходы многочисленных цеплячек и колючек.
    От дороги пришлось сначала спуститься, а потом карабкаться по заросшему склону, придерживаясь первоначального направления. Крепость за зарослями совершенно не видна.


    [IMG]
    Козья тропа к крепости.

    [IMG]

    Но вот, прорвавшись сквозь сучки и колючки, я наконец выполз на макушку голой скалы, которую оседлала крепость. Да и не крепость она вовсе, а крепостишка крошечная.


    [IMG]


    На овальном постаменте, сформированном внешней стеной, стоит совсем небольшая пустотелая башенка.


    [IMG]
    [IMG]

    Входы сквозь стену и в башню находятся со стороны моря. Пожалуй, эти места сохранились лучше всего. Они выложены наиболее качественно отесанными камнями. Остальные стены, как и в крепости Град, выложены плохо отесанными и слабо пригнанными друг к другу камнями.


    [IMG]

    [IMG]

    [IMG]

    Однако здесь, в отличие от Града, цементный состав между камнями еще вполне крепок, и опасности, что стена рухнет если на неё опереться, нет. То ли эта крепость построена позднее, то ли строители были другие … Вопросы без ответов …


    [IMG]
    Непонятная штуковина выложенная из камней внутри стены центральной башни.
    Если это печка, то почему ей не пользовались? Почему нет следов копоти? Если это не печка, то что?

    [IMG]

    И конечно от крепости открываются замечательные виды окрестностей: тонет в дымке и лучах солнца (новый) Бар, в межгорье видны красные крыши монастыря Рибняк и заковыристые изгибы дороги к нему. С другой стороны вздымаютмя в небо вершины хребта Широка Стра'на.


    [IMG]
    Монастырь Рибняк

    Если присмотреться, далеко на верхней дороге видна маленькая белая иголка – стела у поселка Туджемили, установленная в честь победы Дуклянского князя Стефана Воислава над византийскими войсками императора Константина Девятого в октябре 1042 года.


    [IMG]
    Напрягите зрение. Стела в честь победы над византийцами ровно в центре кадра.

    Однако на весь осмотр внутренностей и наружностей этой фортеции много времени не требуется.
    Ах, да! Нашел я и местную «фишечку», про которую мне написал Ми-Ши.
    На каменном склоне скалы, у внешней стены кто-то, когда-то нацарапал «шахматную доску».


    [IMG]
    «Шахматная доска» и «рабочий инструмент покорителя заросших вершин»

    Теперь-то уж точно осмотрено всё, и пора возвращаться. Занесена в копилку вторая крепость вблизи Сутормана. Для полной коллекции осталось выбрать время и найти еще одну - Льюбин Град.
    Денис Ка нравится это.

Поделиться этой страницей